Эконометр

Экономия бензина – дело, которое сегодня заботит всех, кто связан с производством или эксплуатацией автомобилей. Конструкторы модернизируют их узлы и системы, шинники совершенствуют модели покрышек, химики создают новые сорта моторных топлив и масел. Но, пожалуй, решающим звеном в этой цепи являются водители. Их мастерство, владение приемами экономичной езды и бережное отношение к машине могут дать большой эффект. Имеющиеся данные говорят о том, что лучшие водители в автохозяйствах расходуют на 20- 30% меньше топлива по сравнению с теми, кто ездит неграмотно и нерационально.

Как же помочь водителям в выборе наиболее экономного режима движения? Конечно, важна в этом деле роль технического обучения. Однако, если в распоряжении водителя будет прибор, наглядно показывающий, оптимален ли режим движения в данный момент и что нужно предпринять, чтобы его таким сделать, дело значительно упростится.

Эти приборы – их назвали эконометра-ми – получают все большее распространение за рубежом, готовятся к производству и у нас в стране. Журнал уже писал о практическом опробовании простейшего вакуумного эконометра на автомобиле в условиях городского движения. Результаты теста показали, что езда “по советам” прибора ведет к существенному снижению расхода топлива. Не меньшую пользу он должен принести и при движении по загородным шоссе.

Работа эконометра сводится к измерению величины разрежения во впускном коллекторе двигателя. Оно может осуществляться либо механически, с помощью устройства типа вакуумметра, связанного трубкой с впускным трубопроводом (рис. 1), либо электрическим датчиком разрежения, подающим сигнал на стрелочный указатель.

Величина разрежения на впуске выбрана в качестве ориентирующего показателя потому, что она имеет непосредственную связь с расходом топлива. В качестве примера на графике (рис. 2) показано, как зависит расход топлива и разрежение во впускном коллекторе от скорости движения автомобиля “Москвич-2140”. Эти показатели определяли на горизонтальном отрезке автомагистрали при движении с постоянной скоростью на прямой передаче. Заезды проводились на скоростях 40, 50 км/ч и так далее через каждые 10 км/ч.

Из графика видно, что с увеличением скорости расход топлива также увеличивается, причем неравномерно: чем больше скорость, тем интенсивнее становится возрастание расхода топлива. Примерно такой же характер имеет изменение величины разрежения на впуске, с той лишь разницей, что при увеличении скорости (а также, соответственно, нажатия на педаль “газа”) разрежение не повышается, а падает. Таким образом его величина может с успехом служить показателем, характеризующим расход топлива в данный момент движения на постоянной скорости. Можно даже так подобрать градуировку шкалы вакуумного измерителя, что он будет показывать непосредственно расход в литрах на 100 километров.

Промышленные модели таких приборов существуют. Однако здесь есть большое неудобство, поскольку на переменных режимах, то есть при разгоне или снижении скорости, показания прибора будут заметно искажаться. Кроме того, абсолютные цифры водителю по большей части просто не нужны: ему удобнее видеть оценочные показания типа “хорошо – плохо”. Поэтому остановились на том, чтобы выполнять шкалу эконометра в виде цветных секторов, без цифровых обозначений. Такая шкала, “конечно, меньше отвлекает внимание и достаточно хорошо ориентирует водителя во время управления автомобилем. В самом деле, при помощи графика можно разделить показатели расхода, например, на три части: до 8 л/100 км (хорошо), от 8 до 9,5 л/100 км (допустимо) и свыше 9,5 л/100 км (плохо), а затем сделать на шкале эконометра соответствующие зоны.

Расположение стрелки указателя в одной из этих зон будет давать оценку экономичности режима движения по принятой нами системе – “хорошо”, “допустимо”, “плохо”. По такому принципу и делают шкалы многих элементарных вакуумных эконометров, выпускаемых фирмами “Смите” (Англия), “Жежер” (Франция), ФДО и “Мотометер” (ФРГ), “Ядзаки” (Япония) и другими. Применяют и более простое решение – шкала без секторов, а лишь с обозначением, в какую сторону смещается стрелка при экономичном и неэкономичном режимах. В этом случае водитель начинает эффективно пользоваться прибором только после того, как несколько привыкнет к положению стрелки в разных условиях движения.

При езде на высшей передаче простой вакуумный эконометр достаточно хорошо помогает выбирать экономичный режим движения. Теперь представьте себе такую ситуацию: вы едете на прямой передаче, но дорога тяжелая и приходится двигаться медленно (скажем, 40 км/ч), при этом почти полностью нажимая педаль акселератора. Естественно, стрелка эконометра находится в “плохой” зоне. Стоит ли с точки зрения экономии топлива перейти на понижающую передачу, чтобы ехать с небольшим открытием дросселя? На этот вопрос эконометр ответа не даст – нужно полагаться на собственный опыт.

Такое положение означает, что решение задачи экономичного вождения и при наличии вакуумного прибора в известной мере зависит от мастерства и знаний водителя. Поэтому разрабатывают устройства, помогающие водителю выбирать также и оптимальный момент для переключения передач. Например, эконометр фирмы “Пирбург” (ФРГ), в котором применена дополнительная корректирующая система, связанная с рычагом переключения передач. Есть и другие решения. Но все они ведут к значительному усложнению и повышению стоимости прибора по сравнению с простым вакуумным эконометром. Надо думать, что совершенствование конструкции и технологии изготовления позволит удешевить эти приборы и тем самым содействовать более широкому применению их на автомобилях массового производства.

Рис. 1. Схема соединения вакуумметра с впускным коллектором:
1 — впускной коллектор;
2 — штуцер;
3 — соединительный шланг;
4 — упругая трубка в рабочем механизме вакуумметра;
5 — тяга;
6 — зубчатый сектор исполнительного механизма.

Рис. 2. График, показывающий зависимость между расходом топлива, разрежением во впускном трубопроводе и скоростью установившегося движения.
новый рав 4 2013